thornni (thornni) wrote,
thornni
thornni

Папа, линукс и древние поселения.

        001
    Мой папа доктор. Самый лучший детский доктор в мире. И самый лучший папа в мире, естественно. Я даже почти не хвастаюсь, просто констатирую. В нашем довольно большом городе каждый второй взрослый человек, имеющий детей в возрасте от 0 до 30 лет, слышал фамилию моего папы. И вовсе не потому, что фамилия у нас с ним по статистике вторая по популярности. А просто правда - доктор хороший. Очень хороший.
    Но есть у моего папы довольно распространенный, но чрезвычайно хлопотный для его детей талант: с компьютером он не то, чтобы не дружит совсем, но тот, компьютер то есть, его явно побаивается. Так полностью настроенная и обкатанная винда выдерживает общение с моим папой длиной всего в месяц-другой, после чего впадает в глубокую кому. Точно знаю, что кроме Одноклассников и скайпа папу в компьютере ничего не интересует. По левым сайтам он не бродит, каку всякую с просторов интернета к себе не качает (и не умеет и проверяла), даже кнопочки лишние старается нигде не нажимать. Но, несмотря на все это, через каждые полтора-два месяца папа в очередной раз говорит: «Компьютер что-то долго грузится/не грузится/не включается/не выключается». Нужное подчеркнуть. Иногда хватает только тщательной перенастройки-чистки системы. Иногда вскрытие показывает, что пациента гуманнее добить и накатить новую систему.
  Семь месяцев назад папа снова позвонил и сообщил сокровенную фразу: «Дочь, компьютер опять не работает». Нервы у дочери и так чтобы не очень, а тогда какой-то вообще напряженный отрезок жизни выдался. Так что, присовокупив вредность к лени, дочь взяла с полки диск с дистрибутивом Ubuntu 10.04 и отправилась к папе. Ubuntu это тот самый таинственный Linux, которым вредные админы пугают пользователей, когда те жалуются, что у них что-то не работает.
   В общем, снесла всё под корень на родительском компьютере и поставила им этот самый страшный «линукс». На удивление папу это даже не напугало. А понятные ярлычки на рабочем столе так и были подписаны: «Одноклассники» (ссылка на сайт), «Помощь детей» (настроенный TeamViewer для удаленного управления), «Скайп» (Skype то есть) и «Яндекс» (ссылка на Яндекс соответственно. Папа прогрессивный и за новинками в сфере лекарственных средств следит добросовестно).
    За прошедшие семь месяцев папа ни разу не обращался с жалобами и даже ярлычок «Помощь детей» так и томится неиспользованный. Хотя один раз было, вру. Тогда провайдер что-то в подъезде намутил. Один звонок в их контору все проблемы решил, хоть и спустя неделю.
Но это я как всегда начала издалека. А на самом деле я лишь хотела сказать, что сейчас на своем переносном террабайтном винте я обнаружила весь много лет собираемый фотоархив, который забрала со своего когда-то компьютера перед форматированием там диска под Ubuntu. Архив я нашла вроде случайно, но именно в тот момент, когда во мне проснулся жуткий графоман. Я так надеялась, что он погиб под грудами школьных сочинений... Хотя тут кого «заставляли», а кто только ради них соизволял на литературу приходить.
    В совокупности же два этих факта означают, что в ближайшее время тут появятся истории с фотографиями. Надеюсь, достаточно интересные.

  Вот первая из них.

    Однажды в первый воскресный день по-летнему теплого сентября 2010 года мы с друзьями отправились на поиски приключений. Вводная была такая: где-то недалеко от Кемерово есть интересное место, в котором студенты историки реконструировали быт коренных народов. Дорога нам была известна только приблизительно: где-то под селом Елыкаево, а потом по проселочной дороге.
    Приключения наши начались почти сразу. За всю дорогу до Елыкаево нам на пути не попалась ни одна заправочная станция, а с каждой минутой она становилась все нужнее и нужнее. Поворачивать в город не стали. Не то чтобы верили в приметы, но было подозрение, что обратно до города бензина тоже не хватит. Логично рассудив, что в таком большом селе просто не может не быть бензоколонки, мы продолжили путь. Как выяснилось, доверять логике в условиях сибирской глубинки занятие бессмысленное. Самостоятельно не найдя ни одной завалящей колонки, обратились за помощью к аборигенам. Первый же встреченный дядька открыл нам жуткую правду: бензоколонок тут нет нигде, НО. Есть некий Вася, у которого есть бензин. И показал нам направление, где искать дом того Васи. Снова доверившись логике и рассудив, что такого не может быть, потому что такого не может быть никогда и мало ли что померещилось явно неопохмеленному дядьке, продолжили поиски. Второй встреченный дядька на вопрос, где можно заправиться, тоже поведал нам про Васю. После еще двое его односельчан рассказали нам о Васе. Мы сдались, и почти пали духом. Покупать бензин у Васи был не вариант. Вряд ли то, что подходило для жигулей местных жителей, могло накормить нашу иностранную машинку. Решено было ехать в город. На сколько хватит бензина.
    Бензина хватило ровно до заправки и это было хорошим знаком. Часы все еще держали стрелки до отметки полдень, а значит у нас было время для повторного штурма. Вернулись и на этот раз приставали к местным уже с другим вопросом: «Как у вас тут до реконструированного города проехать?». Указания были такие: по дороге до церкви, обогнете ее, там кладбище, а вам куда-то туда. Мысленно сглотнув и понадеявшись, что в виду имеется все-таки имеющаяся за кладбищем дорога, двинулись в путь.
002-IMG_5663
    Церковь нашли сразу, потом нашли кладбище. Точнее решили, что несколько покосившихся крестов за церковью будем считать таковым. Дорога бежала мимо и это вселяло оптимизм.
Но не долго. Очень скоро выяснилось, что вокруг нас нет ничего. Ничего кроме конопли. Огромного поля конопли, с крышей закрывающего нашу машину и большую часть дороги. Впереди и по сторонам не было видно ничего больше. Через некоторое время пришлось остановиться. Закрались сомнения, не подшутили ли местные над городскими. Они могут.
    Одновременно с этим по правую сторону дороги, среди конопляных «деревьев» обнаружился ПАЗик. Вокруг были люди. Они явно что-то делали с полем. Стало страшновато: поблизости никого, а эти люди видимо хозяева «поля». А значит сейчас будут неприятности. Удирать было поздно, нас заметили. Окна нашей машины были приоткрыты, и то ли ветерок с поля вдувал в них веселящие пары, то ли веселость стала следствием перепуга, но от происходящего нам стало смешно. А сложно боятся того, что тебя смешит. Водитель отправился на «переговоры». Я абсолютно не умею ждать сложа руки и потому увязалась следом. Бодрым шагом направились к ПАЗику. На полпути стал ясен смысл старой поговорки «У страха глаза велики». Наши «наркобароны» оказались дачниками, выуживающими между коноплей кустики чахлой картофельной ботвы. Нам показали дорогу, а точнее сказали, что мы итак едем правильно. Смахнув со лба невидимый пот, поехали дальше. Конопля за окном кончилась и перед глазами расстелился чудесный пасторальный пейзаж.
003-IMG_5930

Дорога не радовала. Американские горки рядом с той проселочной уже начинали казаться детской каруселью, а попы начинали ныть от непрерывных ритмичных соприкосновений с сиденьями. Конца у дороги было по-прежнему не видно.
004-IMG_5681

Награда ждала нас минут через сорок и выглядела она вот так
005-IMG_5693

Из-за крон деревьев сначала показалась крыша, а потом сквозь листья стало видно бревенчатую кладку сторожевой башни и частокол вокруг. На новой волне ранее почти угасшего энтузиазма мы подкатили к главным воротам. За воротами было тихо. Табличка на воротах подсказывала, что адресом мы не ошиблись, однако на территории не было видно ни души.
006-IMG_5685

Звонков или других средств сообщения с «внутренним миром» музея было не видно. Объехав вдоль частокола весь заповедник, других более, похожих на главные, ворот обнаружено не было. Проникнуть на территорию нелегально мешала высота забора с трех сторон и отвесный берег реки с четвертой. Вернулись к первым воротам и принялись сначала просто ждать, что нас заметят. Потом кричать. В один, два, три и четыре голоса. Пятый голос, хмыкнув, стал набирать справочную, чтобы узнать номер телефона кафедры истории Кемеровского Государственного Университета. Затея была абсолютно бессмысленной, ну кто мог оказаться на кафедре в самом начале учебного года в воскресенье? Вот и мы так подумали, а потому высмеяли «самого умного» и продолжили бесноваться перед воротами.
007-IMG_5691
На удивление на кафедре не только взяли трубку, но и ответили, что «Щас все будет!». И спустя пять минут к нам уже направлялась милая девушка с заспанными глазами. Почувствовали себя местными злодеями, достали деньги для оплаты символической стоимости входных билетов и отправились вслед за нашей проводницей.
Кстати, за все фотографии выше и ниже спасибо тому самому пятому «разумному голосу» : )

Чтобы было чуть понятнее, о чем пойдет речь дальше, я не буду выдумывать от себя и просто приведу фрагмент с сайта Музеи России:
«Экомузей-заповедник "Тюльберский городок" основан в 2002 г... Основой экомузея-заповедника является средневековое городище с хорошо сохранившимися валом, рвом, остатками сгоревших жилых построек, металлургических мастерских и культовым жертвенником. Впервые памятник был открыт в 1910 г. землемером из г. Барнаула и местным крестьянином Николаем Бурдиным. Археологические раскопки городища были проведены в 1997-2000 гг. археологом, к.и.н. Шириным Ю.В.
К юго-западу от городища, на береговой террасе Томи, реконструированы средневековые курганы, воссоздаются надземные и культовые погребальные сооружения народов Западной Сибири. В выставочном павильоне оборудован "Музей истории Притомья" с археологическими находками в витринах и диорамой - интерьерами русской избы и тюльберской юрты. В экомузее музеефицированы реконструкции проездной и трех угловых срубных башен, типичных для сибирских острогов, казачья караульная изба. Этот оборонительный комплекс из башен и забора-частокола, а также реконструированные под жилые и хозяйственные постройки острога современные деревянные здания создают собирательный образ сибирского казачьего острога XVII - XVIII вв., органично вписывающийся в окружающий исторический ландшафт.»

008-IMG_5695
Внутри нас ждало все вышеперечисленное и даже чуть больше.
009-IMG_5704
Мы побоялись, что нас слишком мало, чтобы у девушки-экскурсавода было желание с нами «возиться» и «выкладываться по полной». Как хорошо иногда ошибаться в людях! Нас провели по всем башням и избам, показали и ритуальный поселок и постройки, которые только собираются стать новыми экспонатами музея. Ведь несмотря на свой уже не юношеский возраст, музей по-прежнему продолжает увеличиваться и «обрастать» все новыми интересностями. Происходит это все в основном силами студентов-историков нашего университета, которых ежегодно ссылают отправляют сюда на летнюю практику. На территории музея они живут с весны до осени, и по большей части делают это с большим удовольствием. По крайней мере воспоминания о студенческой практике, которые мне как-то поведали, только радужные.
Внутри избушки с надписью «Музей народов притомья» (Томь, это наша главная водная артерия. История происхождения названия окутана тайной. Когда-то в школе мы с подружками участвовали в соревнованиях на знание города и где-то в кипах перечитанных тогда книг мне встречались две основные теории расшифровки названия. Кажется, в переводе с телеутского «Томь» означает по одной версии «Мать-река», а по другой «Черная речка». Вторая теория по мне куда более верна. Черная речка, потому что угля в ее берегах залегает столько, что всю Россию не одно столетие снабжать хватает. Сейчас открытым способом добыча идет все меньше, а во времена появления этого названия уголь выходил прямо на поверхность куда чаще. Хватало, видимо, даже воды реки окрашивать). В избушке-музее висит-лежит множество всего интересного. Вот тут в углу стоят лыжи обитые мехом, чтобы скользили лучше в прямом направлении и не катились в обратном. Рядом с лыжами висит деревянное седло.
010-IMG_5709

А вот эта странная штука самый обычный самогонный аппарат. У меня воображения представить как он работает, если честно, не хватило.
011-IMG_5710
Вещи первой необходимости домохозяйки: прялка и утюг. Все в рабочем состоянии.
012-IMG_5712
Внутри, но уже под стеклом множество первобытных орудий труда, наконечников копий и топоров, костей мамонта. На территории Сибири по сей день время от времени такое находят, так что внутри все настоящее, не муляжи. Если не ошибаюсь, последнего целого мамонта (замерзшего конечно) случайно нашли буквально лет семь-восемь тому назад. Могу наврать, но по-моему, это как раз кость одного из таких «найденышей»
013-IMG_5717

И снова к лошадиной экипировке: различные стремена различных эпох и народностей.
014-IMG_5737

Показать все что там есть я все равно не смогу, и фотографий недостаточно и читать будет уже скучно, так что пойдем по территории заповедника дальше.

Средневековое ритуально городище тюльберов.
Девушка вывела нас с обжитой территории деревеньки-реконструкции и по узкой тропинке повела куда-то в лес. Мы почти не успели толком пошутить, что сейчас-то с нами разделаются, ибо нефиг хороших людей будить по воскресеньям. Но лесок кончился, так и не начавшись. А тропинка упиралась в раздвоенную березу. Пройти дальше следовало только между ее стволами, при этом подумав о чем-то хорошем. Не стоит с собой в мистические места плохие мысли носить. Древние умные люди все-таки были.

Ритуальная поляна окружена самым настоящим, хоть и неглубоким сейчас рвом. Ров нашли также в ходе раскопок, так что все как надо, не новодел. Только подреставрировали чуток.
015-IMG_5758

В центре городища алтарь и уже приготовленная жертва. На шест насажен самый настоящий козел. От времени и под действием силы тяжести тело «сделало ручкой» рогатой голове. Показывая его, девушка слегка засмущалась и призналась, что давно пора бы обновить, но возможности нет. Запаха там, кстати, нет. И ветер с реки все уносит и недоеденные молью остатки козла давно мумифицировались.
016-IMG_5760

Слева от алтаря видно навес, а под ним некое подобие норки из любимого детского мультфильма о Кротике. Вот поближе.
017-IMG_5773
На самом деле это печка. Таких там несколько. Опять же, могу уже помнить неправильно, но, кажется, на них ковали оружие для ритуальных жертвоприношений.

Чум шамана. Это уже новодел. Кажется очень маленьким? Но шаман в нем не жил, он там только прятался в процессе подготовки к священнодействам.
018-IMG_5767
Из городища выбрели к реке и насладились видом противоположного берега, утопающего в зелени. Когда-то, еще даже в моем детстве, Томь была сильно глубже. Сейчас в засушливое лето в черте города до середины можно запросто идти вброд. Единственная опасность, которая при этом подстерегает это ямы: с речного дна добывался гравий для строительства города.
В оригинальном поселении казаков к реке был бы спуск и обустроенный причал. Руконструкторы уже обзавелись копией казачьего яла, но вот причала у них пока нет, планируют строить. На карте заповедника вверху поста его даже можно увидеть.
А далее была самая приятная часть: «лазанье по башням». Внутри башен также много всего интересного: оружие по стенам, предметы быта. Но для фотографирования без штатива там было недостаточно света, поэтому тут иллюстраций не будет.
019-IMG_5791

И напоследок, изба атамана. Пока закрытая для посещения. Только отстроенная. Ребята планировали, что эта часть музея заработает на следующее лето. К сожалению, за прошедшие три года так больше и не получилось у нас съездить туда снова и проверить, реализовались ли их планы в жизнь.
020-IMG_5789
Tags: Кемерово, по родным краям, путешествия
Subscribe

  • Крым: в погоне за солнцем

    Ура!! На сайте http://vse42.ru/ вышел наш с Сашей материал о путешествии по Крыму! Кому любопытно, вэлком по ссылочке:) (А еще можно просто…

  • Пауза

    "Я устал, я ухожу" - если вы можете законно пить крепкий алкоголь, значит абсолютно точно эта цитата вам знакома. Не то, чтобы я прям…

  • Колючка пятилетней давности:)

    Тут одна нехорошая девочка по имени koshko_jeff подстрекает меня делать нехорошие веши:) А я ведусь. :) А потому представляю вам подборку…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments